История храма Покрова Пресвятой Богородицы р.п. Чердаклы.

Покровский храм с. Чердаклы. Построен в 1895 г. Разрушен в 1958 г.

                История образования р.п. Чердаклы относится к далекому XVII веку. На граничащей со степью территориией, страдавшей от набегов кочевых башкир и калмыков, были поселены разного рода служилые люди - сначала из служилых татар, затем из захваченной при взятии Смоленска мелкой польской шляхты. С возникновением деревни Уренбаш чердаклинские татары "били челом" великому государю о переселении их в эту деревню, что и произошло в 1699 г. На освобожденной служилыми татарами земле обосновалось 97 иноземцев-поляков, а затем постепенно появлялись переселенцы из под Симбирска и из-за Волги. Весьма скоро поселение становится почти полностью русским по национальному составу, а по вере - православным. Но многие десятилетия, как свидетельствуют архивные документы, поселение не имело своего храма, и только в 1780 г. в селе Чердаклы начинает действовать православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первым священником во вновь открывшемся храме был иерей Андрей Афанасьев. Архивные документы за 1849 г. дают следующую информацию о Покровском храме: "Построена тщанием прихожан. Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, крепка. Престолов в ней два: в настоящей во Имя Покрова Божией Матери холодная; в приделе Петра Митрополита Московского Чудотворца теплая". После появления храма село получило второе название - Покровское. Во многих документах XIX века можно встретить такую формулировку: "Покровское, Чердаклы тож".

               На место уволенного по состоянию здоровья за штат в 1847 году священника Михаила Максимова в Чердаклы был назначен новый настоятель - отец Василий Миллеров, которому было суждено выполнять обязанности настоятеля почти до конца XIX века. Постепенно храм становился тесным для увеличивающегося числа прихожан. 30 апреля 1860 года было составлено "Дело о распространении церкви села Чердаклов", в котором говорилось: "Приход села Чердаклов состоит из 1050 душ мужеского пола, и наша Покровская церковь, зданием деревянная, по числу прихожан тесна и по усердию их к церкви Божией для посещения ими оной в воскресные и праздничные дни неудобна... почему мы, священноцерковнослужители, видя усердие прихожан к Церкви Божией, предложили им распространить... трапезу церковную двумя приделами в обе стороны"[ГАСО, Ф.32, оп.16, д.188а]. Таким образом в течение одного года, благодаря усердию прихожан были построены два деревянных придела на каменном фундаменте: по правую сторону - придел во имя трех святителей Московских - Петра, Алексия и Ионы; по левую - придел во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Так храм стал трехпрестольным.

            С 1 января 1851 г. в соответствии с Правительственным указом с. Чердаклы становится центром Чердаклинской волости Ставропольского уезда вновь образованной Самарской губернии (Самарской епархии). До этого времени территория с. Чердаклов относилась к Казанской епархии. В 1889 г. церковный причт с. Чердаклы ходатайствует о разрешении постройки нового каменного храма на 1100 человек по причине тесноты старого деревянного храма. В течении шести лет возводился новый храм и 20 сентября 1895 г. состоялось освящение нового трехпрестольного каменного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, свт. Николая Чудотворца, и трех святителей - Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских и всея России Чудотворцев.

                Комиссия по строительству храма сообщала: "работы по сооружению храма состояли в следующем: купол колокольни покрыт белым железом, карнизы - черным; внутри колокольни сделаны помосты и лестницы, и перенесены колокола из старой колокольни. Над настоящей колокольней водружены кресты, обтянутые латунью и золоченым червонным золотом, над большими и маленькими башенками также водружены кресты, крытые латунью, бронзированные. Сделаны три входные крыльца. Внутри церкви общекотурены стены в трапезной и устроены хоры для учащихся детей. Поставлен новый иконостас, украшенный приличной резьбой, и в него вставлено 30 новых икон - разной величины - живописной работы и позолочены. Солея обнесена железной бронзированной решеткой. В алтарь поставлены три новых престола и три жертвенника. В главном алтаре поставлена новая икона воскресения Христова, писанная на холсте. Приобретены 4 хоругви: 2 металлические, золоченые, ажурной работы и 2 писаные на сукне; паникадило медное, посребренное, с позолотой в некоторых частях ея, - два подсвечника и 2 лампады, таковой же работы и проч. Сделан новый шкаф для хранения свеч из ильмого леса столярной работы. К 20-му сентября, - дню, назначенному для освещения, изготовлены новые облачения для престолов и жертвенников, шелковые завесы к царским вратам и другое. Кроме того - сложено новое каменное здание для посещения церковноприходской школы с подвальным помещением для церковных сторожей". [ГАСО. Ф. 32. оп. 16, д. 195. л. 53-53 об.].

              "Ведомость о церкви Покровской за 1914 г." сообщает, что при храме действовало две церковно-приходские школы.ю а также имелась церковная библиотека, насчитывавшая 90 книг. Настоятелем храма в к.XIX - нач.ХХ вв. был священник Алексий Михайлов, сменивший ушедшего на покой в 1893 году о. Василия Миллерова. Поскольку население Чердаклов постоянно росло (за полвека оно увеличилось почти вдвое), в 1910 г. был составлен проект строительства еще одного каменного храма в честь свт. Николая Чудотворца, но революционная буря 1917 г. и гражданская война помешали этим планам осуществиться. Службы в Покровском храме продолжались до 1937 года. Однако уже с 1935 г. начались попытки использовать его в качестве зернохранилища. Верующие активно отстаивали свою святыню, что было использовано для обвинения настоятеля храма, иерея Никиты Саушкина, в контрреволюционной пропаганде и агитации. 6 октября 1937 года он был расстрелян. Вместе с настоятелем пострадали члены приходского совета - Вячеслав Макаров (расстрелян), Александр Рухлин (скончался в заключении), Сергей Рухлин, Павел Дорофеев (приговорены к 10-ти годам заключения в концлагере, дальнейшая судьба неизвестна). После осуждения и расстрела настоятеля Покровский храм был закрыт. До 1955 года он использовался как зернохранилище для спиртзавода. Когда нужда в этом складском помещении отпала, верующие жители поселка стали ходатайствовать об открытии церкви. Однако все просьбы и ходатайства отклонялись. В 1958 г. несмотря на возмущение православных верующих храм был разрушен. Чтобы получить разрешение на уничтожение памятника архитектуры решили сообщить в вышестоящие органы, что на здании храма появились трещины. Для этого с куполов были спущенны толстые веревки и сфотографированы. Находившиеся в ограде храма могилы были разрушены, осквернены и сравнены с землей.

             В 1990 г.  организована  православная религиозная община в р.п. Чердаклы. По ее ходатайству администрацией поселка под храм был выделен бывший дом священника рядом с местом расположения старого храма. В последние годы в это доме размещалась гостиница. 21 ноября 1991 г. состоялась первая Божественная Литургия в возрожденном храме. Первым настоятелем в воссозданном храме стал протоиерей Николай Гуменюк, благодаря которому началось возрождение православной и литургической жизни в нашем поселке. К основному зданию бывшего дома священника были пристроены алтарь и колокольня. 28 октября 2001 г. состоялось торжестенное освящение храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом. С 8 мая 2005 г. настоятелем Покровского храма р.п. Чердаклы является протоиерей Олег Беляев.

Новый храм Покрова Пресвятой Богородицы в р.п. Чердаклы. Воссоздан в 1990 г.

на основе бывшего дома священника рядом с местом расположения старого храма.

 

Автор подборки исторических материалов Васильева Н.И.

Православный календарь

Икона Божией Матери ''Нечаянная Радость''

Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского. Прмч. Ваты Персянина. Блгв. Тамары, царицы Грузинской. Сщмч. Макария, митр. Киевского. Прп. Герасима Болдинского. Прмчч. Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия. Мц. Нины. Царевококшайской или Мироносицкой, Андрониковской, и именуемой "Нечаянная Радость" икон Божией Матери. Поминовение усопших воинов.

Евангельские Чтения

Деян., 10 зач., IV, 1-10. Ин., 10 зач., III, 16-21. Прор.: 1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25. Лк., 14 зач., IV, 22-30.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
СВЯЩЕННИКУ

Имя
E-mail
Город
Ваш вопрос
Примечание
 

Ответ придет на указанный Вами e-mail

Официальный Сайт Покровского храма р.п. Чердаклы Мелекесской и Чердаклинской епархии Симбирской митрополии Русской Православной Церкви
2012 г - 2013 г
Разработка
Victor, 2012 г.